Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Главная

Прокурор разъясняет Внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части прекращения оказания услуг связи на территории следственных изоляторов и учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы

 

Федеральным законом от 09.03.2021 № 44-ФЗ внесены изменения в статью 34 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статью 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статью 64 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Принятый закон направлен на предупреждение преступлений, связанных с незаконным использованием средств мобильной связи в исправительных учреждениях и следственных изоляторах.

В соответствии с внесенными изменениями законодательно закреплено право руководителей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции в сфере исполнения уголовных наказаний и территориальных органов уголовно-исполнительной системы обращаться к операторам связи с запросом о прекращении оказания услуг связи юридическим и физическим лицам, если те используют мобильные телефоны на территории следственного изолятора или исправительного учреждения.

На основании письменного решения руководителей указанных органов операторы обязаны прекратить оказание услуг связи по абонентским номерам подвижной радиотелефонной связи в случаях выявления фактов использования подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в следственных изоляторах и исправительных учреждениях.

Оператор связи не может быть привлечен к ответственности, и к нему не могут быть применены меры реагирования за нарушения лицензионных требований, вызванные прекращением оказания услуг связи в указанных случаях.

Внесенные изменения начинают действовать с 20.03.2021.

 

 

Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

 

Федеральным законом от 30.12.2020 № 513-ФЗ внесены изменения в

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).

С 15 января ужесточилось наказание за оскорбление (статья 5.61 КоАП РФ), административный штраф увеличился и составляет:

- для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;

- для должностных лиц от 30 тыс. до 50 тыс. руб.,

- для юридических лиц от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

За оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации либо совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, гражданин заплатит штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб., должностное лицо – от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб., а юридическое лицо от 200 тыс. до 700 тыс. руб.

За непринятие мер к недопущению оскорбления в публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет» может быть назначено наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Также законодателем установлена административная ответственность за оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей). Должностному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация до одного года. В случае повторного совершения данного административного правонарушения должностному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа от 100 тыс. до 150 тыс. руб. или дисквалификация до двух лет.

Кроме того, в КоАП РФ вернули статью о клевете (статья 5.61.1 КоАП РФ).

За это правонарушение будут штрафовать только юридических лиц на сумму от 500 тыс. руб. до 3 млн.руб.

 

  

Уголовная ответственность за незаконную охоту

 

Статьей 258 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную охоту, совершенную с причинением крупного ущерба, либо с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, либо в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Указанной статьей предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо причинившее особо крупный ущерб.

При этом крупным ущербом признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий 40 тыс. руб., особо крупным – 120 тыс. руб.

Также Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении от 18.10.2012 № 21 обратил внимание, что в соответствии с Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под охотой понимается поиск, выслеживание, преследование охотничьих ресурсов, их добыча, первичная переработка и транспортировка.

Незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др.

Под механическими транспортными средствами понимаются автомобили, мотоциклы, мотонарты, снегоходы, катера, моторные лодки и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем. К воздушному судну могут быть отнесены самолеты, вертолеты и любые другие летательные аппараты.

В зависимости от тяжести совершенного преступления минимальное наказание может быть назначено в виде штрафа в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, максимальное – в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

 

 Уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма

 

Статьей 207 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, совершенное из хулиганских побуждений.

Статьей также предусмотрена ответственность за те же деяния, совершенные в отношении объектов социальной инфраструктуры, в целях дестабилизации деятельности органов власти, а также повлекшие причинение крупного ущерба либо по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

При этом крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей. Под объектами социальной инфраструктуры понимаются организации систем здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, предприятия и организации, связанные с отдыхом и досугом, сферы услуг, пассажирского транспорта, спортивно-оздоровительные учреждения, система учреждений, оказывающих услуги правового и финансово-кредитного характера, а также иные объекты социальной инфраструктуры.

В зависимости от тяжести совершенного преступления виновному лицу может быть назначено наказание в виде штрафа, ограничения свободы, принудительных работ, лишения свободы.

Уголовной ответственности по данной статье подлежат лица, достигшие на момент совершения преступления 14-летнего возраста

  

Уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов

 

Статьей 256 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (за исключением водных биологических ресурсов континентального шельфа Российской Федерации и исключительной экономической зоны Российской Федерации), совершенную с причинением крупного ущерба, либо с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, либо на особо охраняемых природных территориях либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Этой же статьей предусмотрена ответственность за незаконную добычу котиков, морских бобров или других морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.

 

Также установлена ответственность за те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившие особо крупный ущерб.

При этом крупным ущербом признается ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий 100 тыс. руб., особо крупным – 250 тыс. руб.

Пленум Верховного суда Российской Федерации в своем постановлении от 23.11.2010 № 26 разъяснил, что под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.

К самоходным транспортным плавающим средствам относятся те из них, которые оснащены двигателями (например, суда, яхты, катера, моторные лодки), а также иные плавающие конструкции, приводимые в движение с помощью мотора.

Под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий).

В зависимости от тяжести совершенного преступления минимальное наказание может быть назначено в виде штрафа в размере от 300 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, максимальное – в виде лишения свободы на срок от 2 до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

 

 О порядке предоставления отсрочки (рассрочки) по налогам

 

Согласно ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу положений ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 64 Налогового кодекса РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящей статьей, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности.

При этом изменением срока уплаты налога и сбора, подлежащих уплате по результатам проведения налоговым органом налоговой проверки, признается перенос срока уплаты соответственно налога и сбора на более поздний срок с даты уплаты, указанной в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, направленном в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоствлена только при наличии хотя бы одного из оснований, установленных п. 2 ст. 64 Налогового кодекса РФ, а именно:

1) причинение этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;

2) непредставление (несвоевременное предоставление) бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств заинтересованному лицу и (или) недоведение (несвоевременное доведение) предельных объемов финансирования расходов до заинтересованного лица - получателя бюджетных средств в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, а также неперечисление (несвоевременное перечисление) заинтересованному лицу из бюджета в объеме, достаточном для своевременного исполнения этим лицом обязанности по уплате налога, денежных средств, в том числе в счет оплаты оказанных этим лицом услуг (выполненных работ, поставленных товаров) для государственных, муниципальных нужд;

3) угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога;

4) имущественное положение физического лица (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;

5) производство и (или) реализация товаров, работ или услуг заинтересованным лицом носит сезонный характер;

6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

7) невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки, до истечения срока исполнения направленного в соответствии со статьей 69 настоящего Кодекса требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, определяемая в порядке, предусмотренном пунктом 5.1 настоящей статьи.

На основании п. 5 ст. 64 Налогового кодекса РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган.

Перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении отсрочки или рассрочки, определен ст. 64 Налогового кодекса РФ и изданным в соответствии с ней Порядком изменения срока уплаты налога и сбора, а также пени и штрафа налоговыми органами, утвержденным приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.

Указанный перечень документов предоставляется в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения (месту жительства) заинтересованного лица либо в Межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

 

 

Уголовная ответственность за мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию

 

Статьей 158.1 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за мелкое хищение чужого имущества, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, предусмотренное частью 2 статьи 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Согласно статье 7.27 КоАП РФ мелким хищением чужого имущества по части первой признается хищение имущества, стоимость которого не превышает 1 тыс. руб., совершенное путем кражи, мошенничества либо присвоения или растраты, по части второй - более 1 тыс. руб., но не более 2 тыс. 500 руб. за такие же преступления.

За совершение преступления, предусмотренного ст. 158.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена следующая уголовная ответственность:

- штраф в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев,

- обязательные работы на срок до 180 часов,

- исправительные работы на срок до 6 месяцев,

 

- ограничение свободы на срок до 1 года,

- принудительные работы на срок до 1 года,

- арест на срок до 2 месяцев,

- лишение свободы на срок до 1 года

 

                                               Сроки рассмотрения письменного обращения гражданина и ответственность за нарушения сроков его рассмотрения

 

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.

В целях обеспечения реализации конституционных прав граждан Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) устанавливает единый порядок рассмотрения обращений, поступающих в государственные органы, органы местного самоуправления, а также организации, на которые законом возложено осуществление публично значимых функций.

Работники прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением федерального законодательства, на постоянной основе проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.

Однако, практика показывает, что граждане зачастую обращаются в прокуратуру с заявлениями о неполучении письменного ответа на обращения, направленные ими в соответствующий орган или организацию, не дожидаясь истечения срока, отведенного для его рассмотрения. В связи с чем, напоминаем, что указанным Законом определены сроки рассмотрения письменных обращений граждан. При этом срок рассмотрения письменного обращения зависит от полноты его содержания.

Представим себе ситуацию, гражданин обратился в орган или его должностному лицу по вопросу, рассмотрение которого не входит в его компетенцию. Признав, что заявитель обратился со своим вопросом не по компетенции, уполномоченное должностное лицо направляет обращение по назначению. Подобное решение принимается им в 7-дневный срок со дня его регистрации (часть 3 статьи 8 Закона), о переадресации обращения в обязательном порядке уведомляется заявитель.

В случае если обращение принято к производству, то оно должно быть рассмотрено в 30-дневный срок со дня его регистрации (часть 1 статьи 12 Закона), за исключением письменных обращений, поступивших высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащих информацию о фактах возможных нарушений законодательства в сфере миграции, которые подлежат рассмотрению в течение 20 дней со дня его регистрации (часть 1.1 статьи 12 Закона).

Необходимо напомнить и о том, что срок рассмотрения обращения исчисляется не со дня его поступления в государственный орган или орган местного самоуправления, а со дня его регистрации. Само обращение проходит регистрацию в 3-дневный срок со дня его поступления в орган или его должностному лицу.

В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может быть продлен уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 30 дней, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.

Если по истечении установленного указанным Законом срока, гражданин не получит ответа на свое обращение, то он вправе обратиться по данному вопросу в прокуратуру.

Лица, виновные в нарушении установленного порядка рассмотрения обращений граждан могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Дела об административных правонарушениях указанной категории возбуждаются прокурором и рассматриваются судом.

 

 

Уголовная ответственность за вандализм

 

Статьей 214 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за вандализм, то есть осквернение зданий или иных сооружений, порчу имущества на общественном транспорте или иных общественных местах.

Уголовной ответственности по данной статье подлежат лица, достигшие на момент совершения преступления 14-летнего возраста.

Лицу, совершившему данное преступление, может быть назначено наказание:

- штраф до 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев,

- обязательные работы на срок до 360 часов,

- исправительные работы на срок до 1 года,

- арест на срок до 3-х месяцев.

Вандализм, совершенный группой лиц, а равно по мотивам политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-нибудь социальной группы, наказывается ограничением свободы, либо принудительными работами, либо лишением свободы на срок до 3 лет (соответственно).

 

 

Как быстро распознать телефонного мошенника

 

Каждый человек ежедневно использует пластиковые карты, мобильные телефоны, компьютеры.

Обмануть или взломать банковскую систему безопасности достаточно сложно, поэтому преступники стараются любыми способами выманить информацию о карте у самого держателя. Для достижения своей цели они используют все доступные ресурсы – телефон, интернет-сайты, онлайн-банк, мобильный-банк и прочие каналы.

По телефону. Данный вид мошенничества имеет множество вариаций, которые объединяет то, что владельцу карты звонят с незнакомого номера и под любым предлогом просят сообщить ее реквизиты.

В большинстве случаев злоумышленники представляются сотрудниками службы безопасности банка (фальшивый «сотрудник» извещает клиента о том, что по его карте совершена сомнительная операция, либо его карту пытались взломать и просит уточнить данные для исправления ситуации).

Телефонные мошенники всегда говорят уверенно, имеют хорошо поставленный голос, а на любой вопрос клиента имеют подготовленный ответ.

Через смс-сообщения. Данная схема имеет много общего с предыдущим способом. Разница заключается в том, что ложная информация приходит в тексте СМС-сообщения. Рассылка осуществляется с незнакомого номера, но мошенники подписываются известной компанией.

Распространенный пример подобных фейковых сообщений: «Ваша карта заблокирована. Перезвоните по номеру +7926ХХХХХХХ. Ваш Сбербанк». Если клиент не реагирует, то преступники могут прислать повторное СМС с угрозой взыскания штрафа или комиссии. Перезвонившего просят сообщить данные карты, провести манипуляции в банкомате или интернет-банке.

Мошенничество с переводом денег на карту. Способ незаконного обогащения – убедить клиента в том, что он должен перевести деньги самостоятельно. Злоумышленники предлагают приобрести товары по выгодной цене и требуют перечисления аванса или всей суммы.

Распространенной схемой аферистов также является «помощь родным». Данный способ чаще всего применяется в отношении пожилых людей, которым звонят и сообщают о том, что их близкие попали в беду. Мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов или медицинскими работниками. Они настоятельно требуют перевести деньги, угрожая необратимыми последствиями для жизни и здоровья близких.

Чтобы обезопасить себя от действий мошенников, необходимо придерживаться следующих правил:

- не сообщать конфиденциальные данные карты (срок действия, CVV-код, ПИН-код);

- подключить услугу СМС-уведомлений для контроля за счетом;

- ПИН-код хранить отдельно от карточки, прикрывать рукой клавиатуру банкомата или терминала в момент его ввода;

 

- никогда никому не сообщать код из СМС для подтверждения операции (сотрудники банка не вправе запрашивать данную информацию);

- немедленно блокировать карту в случае утраты, кражи или захвата ее банкоматом, а также при утере телефона с привязанным номером.

В случае незаконного списания денежных средств с банковской карты необходимо незамедлительно обратиться в отделение банка для блокировки карты и составления заявления о несогласии с конкретной расходной операцией.

О факте мошенничества можно сообщить по телефонам «102, 112» либо подать заявление о совершенном преступлении непосредственно в отделение полиции.

 

 

О продлении срока гражданской службы по достижении предельного возраста

 

24 марта 2021 года Президентом Российской Федерации подписан и вступил в силу Федеральный закон № 52-ФЗ «О внесении изменения в статью 25.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

В соответствии с внесенными изменениями предусмотрено, что на гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, при продлении срока гражданской службы не распространяется ограничение, связанное с достижением ими возраста 70 лет.

В общем порядке предельный возраст пребывания на гражданской службе – 65 лет. Гражданскому служащему, достигшему предельного возраста пребывания на гражданской службе и замещающего должность категории «руководители» высшей группы должностей срок службы может быть продлен до достижения им возраста 70 лет.

 

 

Что такое «серая» зарплата, какие последствия ожидают работника при получении такой зарплаты?

 

Практика прокурорского надзора за исполнением трудового законодательства показывает, что значительное количество нарушений трудовых прав граждан допускается при оформлении трудовых отношений, оплате труда.

В частности, распространены случаи приёма на работу без заключения трудового договора, издания приказа о приёме на работу.

Это приводит к тому, что в случае возникновения конфликта с работодателем работник зачастую лишается возможности не только доказать размер заработной платы и другие условия договора, но и сам факт наличия трудовых отношений, что препятствует контролирующим органам реагировать на нарушения закона, а работник вынужден доказывать свою правоту в судебном порядке.

Между тем, согласно ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации в трудовом договоре должны быть обязательного оговорены такие существенные условия, как место работы, выполняемая трудовая функция, а также условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

В соответствии со статьей 136 Трудового кодекса РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; о размерах и об основаниях произведенных удержаний; об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Форма расчетного листка утверждается работодателем.

К сожалению, не исключены случаи, когда работодатель, желая сэкономить на налоговых отчислениях, официально выплачивает лишь часть заработной платы. Под «серой» зарплатой понимается вид вознаграждения за труд, при котором доля выплат производится в «конверте».

Необходимо отметить, что при получении «серой» зарплаты работник лишается определённых гарантий:

сумма отпускных работнику будет рассчитываться исходя из размера официальной части зарплаты, которая может быть значительно меньше «серой»;

аналогичные негативные последствия возникнут при оплате листков нетрудоспособности (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком), которые также рассчитываются исходя из официального заработка;

выходное пособие также будет исчислено исходя из официальной части зарплаты, которая зачастую несоизмерима с фактической заработной платой;

негативное воздействие оказывается и на отчисления в пенсионные органы, которые также производятся на основании заработной платы, т.е. размер пенсии будет несоизмерим с полученным при трудовой деятельности доходом;

кроме того, работник, получающий «серую» заработную плату, рискует не получить при необходимости кредит, поскольку кредитные организации принимают решения о выдаче денежных средств на основании официальных документов, в том числе содержащих сведения о размере заработной платы;

получение зарплаты «в конверте» негативно сказывается на размере алиментов на детей, поскольку плательщик алиментов будет иметь неучтенный доход, т.е. выплата и получении «серой» зарплаты нарушает и права несовершеннолетних детей.

В соответствии со статьей 352 Трудового кодекса РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, основными среди которых являются: самозащита работниками трудовых прав; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

В соответствии с частью первой статьи 353 Трудового кодекса РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории республики осуществляется Инспекцией по труду Республики

Работник также имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При пропуске по уважительным причинам вышеуказанного срока он может быть восстановлен судом.

 

  

Требования к пожарной безопасности в лесах

 

Согласно статье 53 Лесного кодекса РФ леса меры пожарной безопасности в лесах включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

С 01 января 2021 года вступили в действие новые Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, которыми устанавливаются единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, включающие в себя:

- требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов;

- требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;

- требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;

- требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;

- требования пожарной безопасности при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог.

 

Так, во избежание возникновения возгораний в лесу запрещено:

- использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления;

- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);

- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и другие горючие вещества) в не предусмотренных специально для этого местах;

- заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;

- запрещается засорение леса отходами производства и потребления;

- запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других горючих материалов (веществ и материалов, способных самовозгораться, а также возгораться при воздействии источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления) на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.

Новыми Правилами пожарной безопасности в лесах определена обязанность лесопользователей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих использование лесов или имеющих объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лиц, ответственных за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий о соблюдении установленных требований и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.

Кроме того, граждане, прибывающие в лесах, при обнаружении лесных пожаров обязаны сообщить о них по номеру «112», а также в специализированную диспетчерскую службу, принимать посильные меры по их тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения; оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления при тушении лесных пожаров, а также немедленно уведомлять их об имеющихся фактах поджогов или захламления лесов.

Лица, виновные в нарушении правил пожарной безопасности в лесах несут административную ответственность, предусмотренную ст. 8.32 Ко АП РФ, с назначением наказания в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Также, за уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности статьей 261 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.

 

 

Особенности представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 2021 году

 

В связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 10.12.2020 № 778 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - в период с 1 января по 30 июня 2021 года граждане, претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, а также федеральные государственные служащие, замещающие должности, не предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 557, и претендующие на замещение должностей федеральной государственной службы, предусмотренных этим перечнем, вместе со сведениями, представляемыми по форме справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460, представляют уведомление о принадлежащих им, их супругам и несовершеннолетним детям цифровых финансовых активах, цифровых правах, включающих одновременно цифровые финансовые активы и иные цифровые права, утилитарных цифровых правах и цифровой валюте (при их наличии) согласно утвержденной форме.

С 01.07.2021 соответствующим образом изменяется форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться требованиями Указа при реализации соответствующих полномочий.

 

Продлен срок действия диагностических карт, срок действия которых истекает в период с 01.02.2021 по 30.09.2021

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2021 № 275 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах».

 

В соответствии с внесенными изменениями на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября 2021 года, продлен срок действия диагностических карт, содержащих заключения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, срок действия которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года.

Продление срока действия диагностических карт не требует внесения дополнительных изменений в диагностическую карту, содержащую сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, или в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортных средств, созданную в соответствии с Федеральным законом «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 

 

Усилена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции

 

24 февраля 2021 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 24-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральным законом усилена административная ответственность по ст. 19.13 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации».

Так, например, за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей предусмотрен административный штраф в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 40 до 120 часов (ч. 1 ст. 19.13 КоАП РФ).

Кроме того, статья 20.2 КоАП РФ «Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования» дополнена частями 9 и 10.

В соответствии с ч. 9 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка сбора, возврата, перечисления в доход федерального бюджета или расходования денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, непредставление или несвоевременное представление в уполномоченный орган отчета о расходовании собранных для организации и проведения публичного мероприятия денежных средств и (или) иного имущества либо его представление в неполном объеме или в искаженном виде - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на должностных лиц - от 20 до 40 тыс. тысяч рублей; на юридических лиц - от 70 тыс. до 200 тыс. рублей.

Согласно ч. 10 ст. 20.2 КоАП РФ перечисление (передача) денежных средств и (или) иного имущества для организации и проведения публичного мероприятия, совершенное лицом, которое не вправе перечислять (передавать) денежные средства и (или) иное имущество в этих целях в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей; на должностных лиц - от 15 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей.

 

 

 

Усилена уголовная ответственность за склонение к потреблению наркотических средств с использованием сети «Интернет»

 

24 февраля 2021 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 25-ФЗ «О внесении изменений в статью 230 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

В соответствии с внесенными изменениями часть 2 статьи 230 Уголовного кодекса РФ дополнена пунктом «д», в соответствии с которым склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенное с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть «Интернет»), влечет повышенную уголовную ответственность, наказание предусмотрено от 5 до 10 лет лишения свободы.

Кроме того, статья 230 Уголовного кодекса РФ дополнена частью 4, в соответствии с которой предусмотрена повышенная уголовная ответственность за деяния, предусмотренные данной статьей, если они повлекли по неосторожности смерть двух или более потерпевших. Наказание предусмотрено в виде лишения свободы сроком от 12 до 15 лет.

 

Расширена категория граждан, имеющих право на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований

 

28 февраля вступит в силу Федеральный закон от 17.02.2021 № 10-ФЗ «О внесении изменений в статьи 71 и 108 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Расширена категория граждан, имеющих право на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований.

Так, право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

 

 

Установлены требования для владельцев социальных сетей

 

1 февраля вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Федеральный закон дополнен статьей 10.6 «Особенности распространения информации в социальных сетях».

Предусмотрены определенные обязанности для владельцев социальных сетей.

К владельцем социальных сетей закон относит владельца сайта и (или) страницы сайта в сети Интернет, и (или) информационной системы, и (или) программы для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются их пользователями для предоставления и (или) распространения посредством созданных ими персональных страниц информации на государственном языке Российской Федерации, государственных языках республик в составе Российской Федерации или иных языках народов Российской Федерации, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации.

В частности, на владельцев социальных сетей установлены следующие запреты и обязанности:

запрет использования сети для целей совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

обязанность соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;

обязанность осуществлять мониторинг социальной сети в целях выявления запрещенной к распространению информации;

обязанность разместить в социальной сети адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица), а также электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации;

обязанность разместить в социальной сети документ, устанавливающий правила использования социальной сети, другие обязанности.

Установлены требования к правилам использования социальной сети. Правила использования социальной сети должны содержать, в том числе права и обязанности пользователей и владельца социальной сети, порядок рассмотрения обращений пользователей социальной сети, порядок осуществления мониторинга социальной сети в целях выявления запрещенной к распространению информации (указанной в пункте 5 части 1 статьи 10.6), а также рассмотрения обращений о выявлении такой информации.

В случае выявления запрещенной к распространению информации при осуществлении мониторинга социальной сети или по результатам рассмотрения, владелец социальной сети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к ней.

Федеральным законом на Роскомнадзор возложен ряд контрольных полномочий в отношении владельцев социальных сетей, а также полномочия по ведению реестра социальных сетей.

 

 

 

Предусмотрена административная ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров

 

10 января вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 512-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральным законом статья 6.13 КоАП РФ дополнена частью 1.1, предусматривающей административную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо новых потенциально опасных психоактивных веществ с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Наказание за данное правонарушение предусмотрено в виде административного штрафа на граждан в размере от 5 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц - от 50 тыс. до 100 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 тыс. до 100 тыс.  тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 1 млн до 1,5 млн рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

 

 

Регламентированы права и запреты для журналистов на публичном мероприятии, уточнены требования к проведению публичных мероприятий

 

10 января вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2020 № 497-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Федеральным законом установлены права и запреты для журналистов, освещающих публичные мероприятия.

Так, на журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространены обязанности и запреты, предусмотренные для участников публичных мероприятий Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В частности, журналист не вправе осуществлять следующие действия:

 

•       проводить агитацию в поддержку или против целей публичного мероприятия путем распространения листовок, использования плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, в том числе использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации;

•       организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

•       принимать непосредственное участие в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

•       скрывать отличительный знак (признак) представителя СМИ.

Также в Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» внесены изменения, направленные на совершенствование порядка проведения публичных мероприятий.

Так, при исчислении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия не учитываются день получения такого уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и день проведения публичного мероприятия.

Уточнены требования к уведомлению о проведении публичного мероприятия, оно должно содержать реквизиты банковского счета организатора публичного мероприятия, используемого для сбора денежных средств на организацию и проведение публичного мероприятия, предполагаемое количество участников которого превышает 500 человек.

 

Кроме того, организатор публичного мероприятия должен указать формы и методы обеспечения организации санитарного обслуживания.

Четко регламентированы требования к материально-техническому и организационному обеспечению проведения публичного мероприятия.

Также федеральным законом предусмотрено, что решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу публичным мероприятием может быть признано объединенное единым замыслом и (или) общей организацией массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах, направленные на выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Дополнительная информация